Главное меню

Педагог-психолог

Искусство быть родителями.

Часто, в головах родителей возникает вопрос: «Хороший  я  родитель?» Наш успех как родителей зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу ребенка. Многие ответственные  и добросовестные родители понимают свою функцию лишь как воспитательную, а природа ребенка предполагает  гораздо более разнообразное общение с ним.

В чем же нуждается ребенок?

        Прежде всего, в атмосфере доброжелательности и доверия. Также важно поддерживать самостоятельность ребенка – и в тоже время оказывать ему помощь там, где она ему необходима.

 

Как разобраться, где нужно поддержать, а где, наоборот, лучше не вмешиваться?

        Вопрос непростой, чтобы найти ответ, мне пришлось обратиться к закону «Зоны ближайшего развития», открытому в первой половине ХХ века замечательным психологом Львом Выгодским. Вкратце его можно изложить так:  завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает вместе с взрослым.

 

Иными словами, наши совместные дела, наши разговоры с ним, игры создают основу его знаний, способностей и возможностей на следующем этапе его психологического развития.

Есть ли какие-нибудь правила, формы участия взрослых в жизни ребенка?

        Нужно чувствовать тонкую грань между желательной помощью и нежелательным вмешательством родителей. Конечно же, готовых рецептов нет, нет  и  единственного правильного ответа для всех ситуаций, всех детей и всех родителей.

       Одни родители словно говорят: « Я знаю, что ты справишься сам!». Их  «невмешательство» означает не равнодушие, а уважение и доверие. Другие родители поддерживают ребенка во всем, что его заинтересовало и увлекло, и увлекаются вместе с ним вместе! Еще один вариант – не участвовать напрямую в том, чем сын или дочь занимается, но делиться с ним своими (другими) интересами.  

 

        Талантливые родители действуют по разному, но все дают ребенку  довольно большую свободу. При этом очень важна общая атмосфера родительского дома: среда, в которой живет ребенок, должна быть культурно  «обогащенной». Тогда  детям  будет,  чем заняться, что воспринимать или впитывать, в том числе самостоятельно.

        Когда родители принимают слишком активное участие, давлением или слишком пристальным вниманием,  могут  погасить энтузиазм ребенка. Если ребенок заинтересовался тем, в чем родитель профессионал, у родителя может возникнуть искушение торопить  своего ребенка, подталкивать его, пытаться давать слишком много и тем самым перебить его инициативу.

        У Карла  Роджерса  есть  прекрасная  метафора: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло! Вот так и дети нуждаются  и в заботе об их росте, и в свободном развитии.

       Значит мудрость родителя в том, чтобы позволить ребенку идти своим собственным путем?

       Да, это действительно так - мудрость родителя в том, чтобы позволить ребенку идти своим собственным путем. И это начинается с малого: очень важно оставлять ребенку возможность побыть в одиночестве, уважать его право на секреты.  Совсем не все в жизни ребенка и его внутреннем мире родители должны контролировать. Для ребенка исключительно важны минуты тихой сосредоточенности, когда наедине с собой: лежит перед сном в постели, прячется в какое-нибудь укромное место, проводит время на природе.

 

Можно подметить, что детские озарения, открытия, осознание собственного предназначения часто происходят, когда дети предоставлены самим себе. Чем дороже для ребенка предмет его увлечения, тем больше он стремиться скрывать его.

А  разве  ребенок не хочет поделиться всем, что его волнует, спрашивают  родители?

Хочет! Он ищет родительского внимания, но одновременно старается защититься от вторжения в свой внутренний мир. Он оберегает то, что дорого для него: он хочет быть уверенным, что грубое прикосновение, равнодушие или непонимание не разрушат волшебство, которое он ощущает в себе. И в тоже время ребенку важно делиться с нами родителями тем, что для него дорого и важно.

 

Как же общаться с ребенком, чтобы  удовлетворить обе эти потребности?

Быть деликатным, быть мудрым. Когда мы общаемся с друзьями, мы не обращаемся к ним с грубыми расспросами, не лезем в душу. Но и ребенок нам друг. Поэтому нужно стараться уважать то, чем интересуется ребенок и что его волнует, ни в коем случае не поучая его, не принижая его чувства и переживания, не сравнивая его с другими детьми. Ведь каждый ребенок  растет и развивается со своими индивидуальными способностями.

Жизнь с детьми требует от нас исключительной тонкости. И это отличный повод для развития собственной человечности.

Уважаемые родители будем мудрыми ВЗРОСЛЫМИ!

01.08.2014

 

«Гиперактивность»

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической(с 5 до 10 лет).

Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. Это работа структур мозга, его не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми.Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течении 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя , является ли ваш ребенок гиперактивным.

Диагностические критерии гиперактивности:

1.    Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.

2.    Встает с места на занятии без спроса.

3.    Бесцельная активность.

4.    Не может спокойно, тихо играть.

5.    Находится в постоянном движении.

6.    Постоянно болтлив.

7.    Импульсивен — отвечает на вопросы, не дослушав их.

8.    С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9.    Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.

 

Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:

- проявлять твердость и последовательность воспитания;

- помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

- контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;

- не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет», «нельзя» (например: «Сейчас же прекрати, перестань!»);

- избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;

- реагируйте на действия ребенка неожиданными способами

(например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного);

-повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;

- не настаивайте на том , чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок(можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться за свой поступок?»);

-выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок

(необходим контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);

2. Изменение психологического климата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно времени;

- проводите досуг вместе с семьей;

- не допускайте ссор в присутствии детей.

3. Организация режима дня:

- установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;

- оградите ребенка от длительных занятий на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день);

- по возможности избегайте больших скоплений людей.

4. Специальная поведенческая программа:

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);

- не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);

- чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;

- воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией  (предложите побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);

- постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.

Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми — это потерянное время.

Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).

 

Советы:

- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;

- оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;

- давайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.

11.06.2014

"Психологическая готовность детей 6-7 лет к школе"

 

  От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

    Когда говорят о готовности к школе, подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

 

     Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. 

 

    Но и этого недостаточно. Давайте подумаем, что еще необходимо ребенку для успешного обучения.

   (1)  во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому, дети задают много вопросов, стремятся узнать больше.  А также на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника –  эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость – это социальная готовность.

 

   (2)  - чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. должна быть  развита произвольность.

   

     Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».  Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

    - также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

  В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

   Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

     - часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

   Итак, третий компонент – самооценка.  Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.

   Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неупешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

 Все это компоненты личностной готовности.

 

   Мы уже говорили о навыках счета, письма,  но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

    Внимание: продолжает формироваться произвольное внимание, но в основном еще привлекает то, что заинтересовало.

   Память: происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Т.е., есть  цель – запомнить, осуществляется волевой акт  - «Я должен это запомнить». К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

   Мышление:  совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается   наглядно-образное мышленин (манипулирование образами и представлениями) и начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам.

   Продолжает совершенствоваться восприятие.

   Воображение:  становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

    Все это компоненты интеллектуальной готовности.  

 

А социальная, личностная и интеллектуальная готовность составляют собой психологическую готовность к школе.

14.05.2014

Сделать бесплатный сайт с uCoz вход на сайт