Главное меню

Инструктор по плаванию

Советы по плаванию

Все млекопитающие умеют плавать с рождения. Единственное, что требуется от взрослых, - в первый момент поддержать своего детёныша, чтобы он не испугался и не нахлебался воды.

Маленькие бегемотики рождаются на берегу и почти сразу идут в воду. В первый момент родители поддерживают детёнышей на плаву своими мордами. Очень часто можно видеть, как большие гиппопотамы возят своих детей на спине, но это не значит, что те не умеют плавать. Бегемотики сидят на спинах мам потому, что устали, или потому, что им это просто нравится. Совсем как дети, которые умеют ходить, но любят сидеть на плечах у родителей.

Морские котики и сивучи на сушу выбираются лишь время от времени. Но детёнышей рожают на берегу. Малыши в воду в первый раз идут очень неохотно, и маме приходится их туда заманивать: она первая заходит в море и призывно кричит оттуда детёнышу. Тот делает первый шаг и оказывается в воде.

Белые медвежата довольно бесстрашно лезут в море. И очень пугаются, оказавшись в холодной воде. Они начинают барахтаться, захлёбываться - и в этот момент мама-медведица старается оказаться рядом, чтобы вытащить малыша из воды за шкирку зубами. К моменту первого урока детёнышам исполняется 4-5 месяцев, они уже достаточно взрослые и очень любознательные. Поэтому негативное впечатление от погружения медвежат не останавливает, они бросаются в воду снова и к полугоду чувствуют себя в проруби уже как дома. Иногда их проказы становятся такими шумными, что мать слегка топит их лапой - в воспитательных целях.

Среди кошачьих прирождёнными пловцами считаются камышовые коты, живущие на Дальнем Востоке, и тигры, которые очень любят купаться. Котята, едва открыв глаза, смело кидаются в воду вслед за матерью.

Грызуны, живущие по берегам рек, приучают своё потомство к воде не сразу после рождения. Детёныши рождаются на свет слепыми, и проходит несколько недель, прежде чем они начинают неотступно следовать за матерью. В том числе и в речку. Бобрам в момент первого урока исполняется около двух месяцев, водяным крысам - около шести недель.

Лучшие «тренеры по плаванию» - те млекопитающие, которые никогда не выходят на сушу. Это киты, касатки, дельфины, ламантины. Китиха рождает детёныша близко к поверхности воды и выталкивает новорождённого наверх. Сделав там свой первый вдох, китёнок плывёт дальше самостоятельно.

Есть только два вида обезьян, которые по доброй воле и достаточно регулярно плавают. Это японский макак и макак-крабоед. Там, где живут японские макаки, зимой бывает холодно. И они уже «с пелёнок» греются в горячих источниках. Кроме того, крабоеды-мамаши обучают детёнышей нырять за водными беспозвоночными. Остальные же обезьяны воду недолюбливают, хотя и умеют плавать.

А вот люди превратили воду во вторую родную стихию. Особенно те из них, кто плавает с детства.

Занятия плаванием в раннем возрасте способствуют не только укреплению здоровья ребёнка, но и оказывают положительное влияние на его умственное развитие. Обучение этому виду спорта позволяет решить важную социальную задачу - сократить количество несчастных случаев на воде.

При проведении занятий по плаванию в ДОУ с детьми третьего года жизни следует придерживаться определённых правил.

Правило первое - нужно превратить в игру все задания и упражнения, выполняемые малышами как на суше, так и на воде.

Правило второе - нельзя принуждать детей. Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения.

Занятия должны строиться на полном доверии ребёнка к взрослому. Совершенно недопустимо подталкивать малыша в воду или внезапно устранять поддержку. Это только закрепит страх и впоследствии может надолго затормозить обучение плаванию. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что слово инструктора по плаванию никогда не расходится с делом, а его действия не таят скрытой для него неожиданности и тем более опасности. Не следует также проявлять никакого принуждения к выполнению того или иного упражнения. Лучше вводить упражнения, основанные на знакомых ребёнку действиях и ощущениях. Не рекомендуется также пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно» др. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.

Правило третье - следовать принципам «от простого - к сложному», от «известного неизвестному». В процессе обучения последовательно выполняются всё более и более сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается продолжительность занятия, количество упражнений, ускоряется их выполнение); усложняются условия (снижается температура воды).

Самым важным этапом обучения плаванию является адаптация к водной среде. Ведь первые трудности в этом обучении обусловлены тем, что внезапно попадая в рот, вода вызывает неприятные ощущения. Поэтому следует объяснить ребёнку: надо закрывать рот и задерживать дыхание всякий раз, когда он погружается в бассейн.

С первых же занятий необходимо приучать малыша держать глаза в воде открытыми, а после выныривания не протирать их.

Оказываясь в воде, некоторые дети рефлекторно закрывают глаза, теряют ориентировку в пространстве, у них появляются отрицательные эмоции, страх, неуверенность в своих силах.

Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как соскальзывание в воду с горки (при этом вода наливается в бассейн чуть выше коленей ребёнка).

Первый выход на занятие в бассейн - событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От взрослых зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

Основная трудность входа в бассейн - спуск по лестнице. Шаги по ступенькам - сложные движения для малышей. На первых занятиях инструктор помогает детям, следит за тем, чтобы ребёнок не оступился, не поскользнулся, предупреждает его неожиданное падение в воду.

Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка тёплая, гладкая, нежная, добрая!». Затем ребёнка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступая, звать за собой, приговаривая что-нибудь ободряющее.

Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или за руку инструктора.

К самостоятельному входу в воду и передвижению по дну бассейна побуждают плавающие или разложенные по бортику бассейна игрушки.

Постепенно в процессе адаптации малыша начинают обучать движениям, которые необходимы для плавания:

·         самостоятельному передвижению по дну бассейна;

·         движениям руками всеми способами;

·         лежанию на воде;

·         движениям ногами всеми способами;

·         выдохам в воду;

·         погружению под воду.

Сначала в бассейне проводятся индивидуальные занятия, потом - по группам (4-5 детей).

У ребёнка раннего возраста внимание неустойчиво, кроме того, он склонен к подражанию, поэтому обучение различным движениям основывается на показе. Каждое упражнение сопровождается краткой, чёткой речевой инструкцией. После многократных повторений ребёнок запоминает названия всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого.

Интерес педагога к играм на воде, активное участие в них, мягкие, ласковые, ободряющие интонации поддерживают радостное настроение детей.

Адаптации к водной среде способствуют игры «Волны на море», «Переправа». «Догони мяч» и др., а также игровые упражнения, которые сопровождаются стишками.

Упражнение «Цапля».

Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай и, как цапля, не зевай.
(Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой ноги, согнутой в колене.)

Упражнение «Утята».

Приседаем ниже, глубже,
Как утята в тёплой луже.
(Приседания: вода доходит до носа; до глаз; голова полностью скрывается под водой.)

Привыкнув к воде, дети упражняются в движениях руками всеми способами плавания: брассом («как плавают лягушки»), дельфином («крутим плавничками»), кролем («ручка за ручкой, как быстрые лодочки плывём»). Они осваивают движения на занятиях физической культурой или в сухом бассейне; стоя в воде на дне бассейна; в движении по дну бассейна; в движении с поддерживающими средствами. Для каждого ребёнка эти средства подбираются индивидуально (круг, нарукавники, плавательная доска).

Лежанию на воде на груди и спине дети обучаются, держась руками за поручень бассейна или с поддерживающими средствами. При плавании с доской на спине ребёнок сначала учится лежать на ней с помощью инструктора («Считаем вместе до 3, 5..!»), далее учится лежать самостоятельно, а затем плавать с движением ног кролем.

Дети осваивают движения ногами одновременно всеми способами плавания: брассом («лапки лягушки»), кролем («сделаем фонтанчик»), дельфином («хвостик рыбки»).

Движения ногами разучивают сначала около бортика, держась за поручень, далее с поддерживающими средствами.
Затем проводятся упражнения на дыхание: стоя около бортика, в приседаниях, в движении, в игровых упражнениях («Морской ветерок», «У кого больше пузырей»).

Следующая важная задача - научить погружаться под воду с головой. При этом надо каждый раз напоминать ребёнку о необходимости плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе.

С психологической точки зрения чрезвычайно важно, чтобы дети впервые окунулись с головой самостоятельно, на что некоторым трудно решиться. Поэтому начинать следует с простейших заданий: обливание из ведёрка; кратковременное погружение лица в воду, «умывание»; «делаем волны» и др. Для закрепления навыка погружения используются игры: «Достань игрушку со дна», «Подводные приседания», «Подводный туннель» (поставленный вертикально в воду обруч) и др.

По мере овладения навыком плавания увеличиваются проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок.

Хочется ещё раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств - радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.

01.08.2014

О пользе плавания

Плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечнососудистую и дыхательную систему. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим. В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т.д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным растением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.

Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыханий. Специалисты определили, что простое стояние в де в течение 3-5 мин при температуре 24ºC увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ на 50-75%. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение собственного веса тела человека воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание - наименее травматичный вид физических упражнений.

Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах позвоночника, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание брассом. Он может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраста, так как является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании - не менее 20-30 мин суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Плавание в естественных водоемах на лоне природы особенно благоприятно отражается на здоровье. Ведь к перечисленным факторам добавляется универсальное действие свежего воздуха, обогащенного ионами, солнечного, теплового и ультрафиолетового облучения.

25.07.2014 

Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков.Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

14.07.2014

 

Раннее плавание

 

Раннее плавание способствует гармоничному развитию личности ребенка. Робкие дети учатся рисковать, а шумные и смелые — быть более осторожными. В тот момент, когда малыши осознают, что они сами способны двигаться в воде, они обретают независимость и уверенность в себе. Вода учит адекватно реагировать на нестандартные ситуации уже в раннем возрасте.

Первый раз в бассейне

Даже если Ваш ребенок хорошо знаком с ванной, поход в бассейн для него – совершенно новое приключение. Чем спокойнее и увереннее вы себя чувствуете, тем больше Ваш малыш будет ощущать себя в безопасности. При первом знакомстве с большой водой любому ребенку требуется особый, индивидуальный подход. Будьте чуткими к потребностям ребенка и особенностям его темперамента.

Многие родители хотят увидеть своего малыша самостоятельно плавающего совсем скоро после начала занятий. Некоторые дети могут свободно двигаться в воде уже после нескольких занятий, но крайне редкий случай, когда они могут самостоятельно и целенаправленно перемещаться в воде раньше, чем в начале второго года жизни. Получайте удовольствие от занятий, а не стремитесь к быстрым результатам и впечатлительным достижениям. Зачастую такой подход имеет обратный эффект.

Плавательный рефлекс – самый базовый рефлекс в раннем плавании. Он заключается в автоматическом запуске резких движений рук, ног и туловища, наподобие движений лягушки. Они позволяют ребёнку самостоятельно продвигаться вперёд по воде на небольшие дистанции. Укрепление этого рефлекса помогает ребенку перейти от непроизвольных к осознанным движениям ногами, если заниматься с ним в бассейне в возрасте четырёх-восьми месяцев.

Рефлекторная задержка дыхания

Со временем врожденные рефлексы, действующие при погружениях, уступают свои функции приобретенным навыкам задержки дыхания. При регулярных занятиях механизм намеренной задержки дыхания закрепляется уже на первом году и остаётся на всю жизнь. Если же вы на первом году занимаетесь с большими перерывам, нерегулярно, развитие этого механизма сбивается. Динамика развития навыков в воде никогда не бывает стабильной, и в этом смысле абсолютно неважно, как рано вы приступили к занятиям. Могут возникнуть периоды, когда ребёнок «откатывается» назад, вцепляется в вас, отказывается держаться за чтобы то ни было, кроме мамы или папы. Такие явления могут длиться неделями, а иногда месяцами. Вы можете разочароваться, решить, что все попытки привлечь малыша к раннему плаванию не увенчались успехом, или даже бросить заниматься. Важно именно в этот момент, обычно в конце первого года и начале второго, продолжить посещать бассейн несмотря ни на что. Младенцы, которые не начинали плавать до того, как начали ходить, зачастую очень долго нуждаются в укреплении чувства безопасности в воде, прежде чем решаться поплыть.

Родителям «водного» ребенка не нужно быть пловцами-спортсменами или опытными ныряльщиками. Выражение счастья, заботы и в то же время безмятежной радости наилучшим образом даёт вашему малышу понять, что вода – новая площадка для игр в бассейне.

30.06.2014   

 Практические советы по преодолению водобоязни

и освоению водной среды

1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным проце­дурам. Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. По­степенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.

2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.

3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая ды­хание («Птички умываются»).

4. Следующий шаг - открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обяза­тельно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попро­буйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.

5. Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох вы­полняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.

6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизон­тальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.

7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания (Подводная лодка).  Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.

8. На задержке дыхания спине, убрать руки со дна и сами поддержите ему затылок рукой.

9. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем приняв горизонтальное положение в воде, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности  воды должен образовываться маленький фонтан без брызг.

Все эти советы - лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха.

 

11.06.2014

 

Купание в открытых водоемах

 

Во время купания детей в открытом водоеме необходимо соблюдать правила, которые должны стать непреложным законом для вас и ваших детей!

 

!  Строго следите за стоянием дна. На дне не должно быть посторонних предметов и ям. Дно должно быть ровное и по возможности песчаное, не илистое.

 

!  Вода должна быть чистая и прозрачная. Глубина – примерно 80см.

 

!  Температура воды должна быть не ниже 20 градусов.

 

!  Родители должны постоянно видеть ребенка во время купа­ния или находиться рядом с ним в воде.

 

!  Не злоупотребляйте возможностями ребенка при обучении его плаванию.

 

!  Плавать следует преимущественно вдоль берега.

 

!  Желательно иметь какие-либо ограждения в воде.

 

! Строго следите за дисциплиной, особенно во время груп­повых игр и упражнений в воде.

 

! Не следует выполнять упражнения по обучению плаванию на фоне плохого самочувствия и утомления.

 

!  Нельзя заниматься плаванием сразу после еды.

 

 

!  

Сделать бесплатный сайт с uCoz вход на сайт