Четверг, 28.09.2023, 04:57 | Приветствую Вас Гость | RSS |
![]() | |
Главная | Стенина Светлана Юрьевна | Регистрация | Вход |
![]() ![]()
|
Этапы развития детской речи От рождения до года. 1-й месяц - к концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2-й месяц - характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка. 3-й месяц - наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, гуление. Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные [г], [к],][н]. 4-й месяц - появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. 5-й месяц - ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. 6-й месяц - к этому времени у ребенка появляется первый слог: ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 7-й месяц - малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. 8-й месяц - возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, па-па и т.п. В речи используются звуки: [п], [б], [м], [г], [к], [э], [а]. 9-й месяц - ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки". 10-й месяц - на этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных лишь в конкретной ситуации. 11-й месяц - в словаре уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации. 1 год - к этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя"). 1 год. 1 год 3 месяца - словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. 1 год 6 месяцев - показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 1 год 9 месяцев - показывает три части тела, использует фразу из двух слов: "Мама, ди!" ("Мама, иди!"), "Дай ляля" ("Дай куклу"). Словарный запас 20 слов. 2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухсложную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, строит предложения из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: [п], [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х]. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) ребенок обычно пропускает или заменяет. 2 года 6 месяцев - повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок имеет представление об обозначении действий в разных ситуациях ("Покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("На чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: [с],[з],[л]. 3 года. Словарный запас составляет 250-700 слов, использует предложения из пяти - восьми слов. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст. Понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "Положи кубик под чашку", "Положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги, а также союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. 4 года. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас составляет 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия (год, месяц, день, ночь, утро, лево, право, впереди и т.д.). Ребенок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ], а также звук [ц]. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (например, «экскаватор», «электричество», «перекресток»). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. 6-7 лет. В период словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания («ни свет, ни заря», «на скорую руку» и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. Речевое развитие мальчиков и девочек различается некоторым своеобразием Для девочек характерно более раннее возникновение речи. У них быстрее наращивается словарный запас за счет слов, обозначающих предметы (существительных). Однако девочки сравнительно позже осваивают фразовую речь (умение из слов строить фразы, отвечать на вопросы развернутым ответом и т.д.), зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Мальчики начинают говорить позже. У них, прежде всего, формируется словарь действий (глагольный), относительно рано формируется грамматическое оформление высказываний. Признаки искажения речевого развития Родители, будьте внимательны, если ребенок: - в 1 год - не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (например, «покажи, где …», «принеси …», «дай …»), не способен адекватно реагировать на похвалу и замечания по поводу неправильного поведения; - в 1 год 4 мес. – не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»; - в 1 год 9 мес. – не может произнести 6 осмысленных слов; - в 2 года – не может правильно показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные (2-х ступенчатые) просьбы, не узнает близких на фотографиях; - в 2,5 года – не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»; - в 3 года – не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается пересказать их содержание; не может показать, какая линия самая длинная; не может ответить на вопрос «Как тебя зовут?»; - в 4 года – не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. 20.02.2015 РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие ему люди – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры – его семья. Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека. Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста в качестве примера слышал правильную, отчетливую, хорошо интонированную речь. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «ня» (на, возьми) и т.д. Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего – так ему легче будет перенимать артикуляцию взрослых и воспринимать большее количество информации. Чем бы вы не занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения. Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. Очень полезным занятием является чтение детям сказок и совместное разучивание детских стихов. Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало и несвязно говорят. Чаще всего это происходит потому, что взрослые не побуждают детей к высказываниям, сами договаривают за них фразы, выполняют их просьбы по первому слову, а иногда и жесту. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо, самостоятельно составив вопрос или предложение. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать. Если же в речевом развитии ребенка вас настораживает та или иная его сторона (понимание обращенной речи, звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление речи или способность к связному высказыванию), стоит своевременно обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа с вашим ребенком, тем благоприятнее прогноз его дальнейшего речевого развития. 26.03.2015 |
|
МАДОУ №4 г. Кемерово © 2023 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |