Четверг, 28.09.2023, 03:09Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Дьяченко Евгения Викторовна | Регистрация | Вход







МЕНЮ








НАШ ОПРОС
Нравится ли вашему ребенку в нашем детском саду?
Всего ответов: 163

ИНФОГРАФИКА






СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

«Как нельзя наказывать детей  дошкольного возраста»

  1. Молчанием. Выдержать бойкот дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  2. Говорить: «Я тебя больше не люблю», «Я не люблю нехорошего мальчика либо девочку» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподать ребенку урок жестокости.
  4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
  5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

«Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»

 

  1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понять, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  4. Давать особо почетные поручения. Ребенок запоминает, когда ему доверяют, поручают нечто большее, чем обычно.
  5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т.п.

(По книге Алексеевой Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста»)

01.06.2015

Ребенок идет в школу

Показатели готовности детей к обучению в школе включают:

 

1. Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформированности у ребёнка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помо­щью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.

 

2. Физическую готовность. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физичес­кой нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.

 

3. Эмоционально-волевую готовность. Ребёнку в 6—7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необ­ходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

 

4. Социальную готовность (готовность в сфере общения). При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполнен­ным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличност­ных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми?

 

5. Умственную готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?

  • Своё имя, фамилию, отчество.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город и его главные достопримечательности.
  • Страну, в которой он живёт.
  • Фамилию, имя, отчество родителей.
  • Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Знать великих русских поэтов и писателей — А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т.д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоуголь­ники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

 

Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассни­ка есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их. Будем рады, если наша памятка послужит вам ориентиром в этом.

 

Желаем удачи!

07.05.2015

 

Особенности работы с детьми с ОНР

         Задержка речевого развития ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Надо понимать, что дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты. Родители правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).

       Причин задержки развития речи у детей может быть множество.

                  10 основных известных  причин речевой задержки:
1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности (СДВГ).
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!

 

Советы родителям:

  • Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, рассосутся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатологу, психологу, дефектологу, логопеду, лор-врачу, а иногда и психиатру).
  • Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.
  • Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки.
  • Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.
  • Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь!
  • Главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.

Источник: Леонтьев А.Н. «Исследование детской речи// Основы теории речевой деятельности»

07.04.2015

 

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Термин «личность» прошел немалый путь и претерпел значительные изменения. В русский язык он вошел с негативной окраской, со значе­нием, диаметрально противоположным современному: «личная обида, хула, падающая прямо в лицо, оскорбление лица, намек на человека» (Даль В., 1978, с. 259). Но параллельно развивалось и другое значение термина, близкое к современному.

Проблема развития личности неоднократно затрагивалась классика­ми отечественной психологии. К ней обращались такие выдающиеся уче­ные, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Анань­ев и др. Так, Л. С. Выготский считал, что проблема развития личности является наивысшей проблемой всей психологической науки. Он выде­лил 4 основные закона, по которым происходит развитие ребенка. Это цикличность, неравномерность, «метаморфозы» и сочетание процессов эволюции и инволюции. Некоторые их этих законов применимы не толь­ко к психическому развитию, но и к развитию личности ребенка в це­лом (ВыготскийЛ. С, 2000).

С. Л. Рубинштейн связывает развитие личности с развитием потреб­ностей, способностей, мотивационной сферы, сознания, самосозна­ния, деятельности человека и т. д. Он разделяет понятия формирова­ния (где большую роль играет воспитание и влияние среды) и развития личности (где подчеркивается момент спонтанности). Развитие лич­ности опосредовано ее делами, практической и теоретической деятель­ностью. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе сво­ей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоре­тических, психическое, духовное развитие человека не только прояв­ляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития лично­сти» (Рубинштейн С. Л., 1999, с. 255).

Каждый этап развития личности опосредован ведущим типом деятель­ности, характерным для данного возрастного периода и тесно связан­ным с психическим развитием индивида (там же).

В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Примерно с 1,5 лет у ребенка начинает формироваться само­сознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимения «я», «мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (О. М. Смирнова, Л. Ф. Обухова, Б. Уайт и др.), в этом возрасте у детей развивается спо­собность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого.

В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувства­ми окружающих его людей. По наблюдениям В. С. Мухиной (1998), уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, а иногда готовы поделиться сластями.

В развитии личности трудно переоценить роль общения. Это неоднок­ратно было доказано в теоретических и эмпирических исследованиях многих авторов. Общение незаменимо в становлении личности, «в раз­витии ее внутреннего, субъективного мира, в расширении и обогаще­нии социального и психологического опыта» (Джидарьян И. А., 1981).

 

 

По книге «Тренинг общения с ребенком»

Е.   К.   ЛЮТОВА Г.   Б.   МОНИНА

11.03.2015

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

 

Проявления раннего детского аутизма (РДА) наблюдаются с самых пер­вых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов детей с окружающими людьми: малыш не тянется на руки к маме, у него не проявляется комплекс оживления. В более позднем возрасте возникают своеобразные нарушения речи (эхолалия, персервация), речь не сопро­вождается выразительной мимикой и жестикуляцией и не служит для коммуникации. Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают неадекватные страхи на обычные объекты и самые обычные ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). «Чувство страха вызывает все новое: отсюда стремление к сохра­нению привычного статуса, неизменности окружающей обстановки, перемена которой нередко воспринимается как нечто угрожающее, вы­зывая бурную реакцию тревоги на самые незначительные попытки из­менения привычного существования: режима, перестановки мебели, даже смены одежды» (Лебединский В. В., 1985, с. 111).

Аутисты могут быть очень избирательны в еде, и в то же время берут в рот и пытаются попробовать несъедобные предметы.

Причины возникновения аутизма до сих пор до конца не выявлены, имеющиеся в литературе данные носят противоречивый характер. Некоторые специалисты считают, что аутизм имеет органическое происхождение, другие исключают возможность органической и сома­тической природы данного синдрома.

Диагноз РДА (ранний детский аутизм) может поставить только врач. Родители аутичного ребенка иногда приводят его на прием к специали­сту только в 2,5—3 года с жалобой на плохое речевое развитие. В случае же более раннего обращения к врачу, дефектологу, психологу коррекционная работа проходит более эффективно. Первые проявления  аутизма внимательные родители могут заметить сами.

Специалисты выделяют 4 основные формы проявления аутизма: пол­ная отрешенность от происходящего, активное отвержение, захваченность аутистическими интересами, чрезвычайная трудность организа­ции общения и взаимодействия. Познакомиться подробно с данной классификацией можно в книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи» (1997).

Как показывает практика, психологу, работающему в детском дош­кольном учреждении общего типа, довольно редко приходится взаимо­действовать с детьми, имеющими диагноз «классический детский аутизм». Гораздо чаще ребенок может иметь только лишь отдельные аутистические черты. Однако основные направления коррекционной рабо­ты остаются те же, что и при работе с детьми-аутистами.

При работе с аутичными детьми наиболее эффективным оказывается применение методов и приемов игровой терапии. В. В.Лебединский (1985) предлагает условно разделить коррекционную работу на два этапа.

Главная задача первого этапа — расширение сферы положи­тельных эмоций и «блокада» отрицательных. Эффективным приемом может стать включение ярких игрушек, использование яркого света, зву­ка, цвета. Таким детям показаны ритмические игры и танцы, так как они уменьшают двигательные расстройства. Новый ритм, предложенный взрослым, может вызвать не только положительные эмоции у ребенка, но и отвлечь от собственных стереотипных движений.

После выявления тех предметов и игрушек, которые вызывают у ре­бенка страх, рекомендуется убрать их из поля зрения ребенка. Психологу желательно комментировать все действия ребенка, даже если малыш не проявляет никакой реакции на слова взрослого.

После того, как ребенок начнет проявлять собственную активность,   начинается второй этап коррекционной работы. На этом этапе, можно использовать музыку, пение, которые вызовут у ребенка положи­тельные эмоции и дисциплинируют двигательную активность ребенка.

Работа психолога, педагога, дефектолога и других специалистов на­правлена не на снятие диагноза, а на помощь ребенку в адаптации к окружающему миру. «Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обще­стве. И наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале кор­рекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению» (Лебединская К. С. Детский аутизм, 1997, с. 77).

Психолог Анастасия Иваненко, сотрудник Middlesex Child Development Center, во Framingham, штат Massachusetts США, дает следующие РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. Использование мягких физических манипулирований или воздей­ствий для привлечения внимания ребенка, например, психолог может повернуть голову ребенка в нужном направлении.

2. Постоянное привлечение ребенка к социальным стимулам: «Смот­ри, рядом с тобой стоит Саша», «Привет». При этом необходимо посмот­реть ребенку в глаза, указать на людей, находящихся рядом, назвать их по имени.

3. Использование знакового языка вместе с обычным: пиктограммы, упрощенный язык глухих, жесты.

4.  Заучивание стихов и песен с сопровождающимися движениями руками, при этом взрослый помогает ребенку в осуществлении данных движений (действует руками ребенка).

5.  Разделение общих целей развития, поставленных взрослым, на более мелкие шаги (поэтапное достижение цели). Выработка стереоти­пов: для того, чтобы научить ребенка есть ложкой, сначала учим его дер­жать ложку и отрабатываем этот навык до автоматизма, затем учим лож­кой зачерпывать суп и т. д.

6.  Сопровождение самоуспокаивающих движений ребенка (покачи­вания, прыжки и т. д.) ясной и твердой инструкцией «Стоп» и каким-либо постоянным жестом. Можно подкрепить инструкцию мягким фи­зическим манипулированием (остановить ребенка).

 

Источник: Е.   К.   ЛЮТОВА Г.   Б.   МОНИНА

 «Тренинг общения с ребенком.

Период раннего детства»

05.02.2015

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С  ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

 

*    Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

*    Не сравнивайте ребенка с окружающими.

*    Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

*    Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

*    Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

*    Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

*    Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

*    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается   что-либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

*    Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

*    Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

*    Используйте наказание лишь в крайних случаях.

*    Не унижайте ребенка, наказывая его.

*    Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.     

*    Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не  чувствовал себя ущемленным.

*    Играйте с ребенком, выполняя то главную, то второстепенную роль по очереди. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

*    Подбирайте игры и игрушки по возрасту.

*    Общайтесь в игре. Общение  не бывает бесплодно для ребят. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, тем больше любви между ними в дальнейшем.

16.01.2015

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Родители тревожных детей раннего возраста редко обращаются за помощью к психологу. Обычно это бывает только в тех случаях, когда присутствуют внешние проявления в поведении ребенка, не устраиваю­щие взрослых. Например, малыш боится темноты, отказывается оста­ваться один в комнате, ездить в лифте, посещать кабинет врача и т. д. Многие родители, педагоги считают, что это капризы ребенка, недостат­ки воспитания, а не болезненные состояния. Тревожные дети, поведе­ние которых не привлекает к себе внимания взрослых, потому что они тихи и спокойны, остаются вне поля зрения родителей и педагогов. Когда тревожность ребенка остается незамеченной, ее уровень год от года и

даже день ото дня будет возрастать, и если не будут устранены травми­рующие факторы, данное состояние может перерасти в невроз.

Психологи детских дошкольных учреждений должны выявлять тре­вожных детей в группе и проводить своевременную коррекционную ра­боту с ними. Однако эффективная работа с тревожным ребенком воз­можна только в случае тесного контакта с его родителями.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх (Изард К. Э,, 1999).

Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и опреде­ленные возрастные страхи. Исследования показывают, что первые про­явления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В пе­риод с 2 до 3 лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем они носят, как правило, определенный характер. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляет­ся страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трехлетне­го возраста число конкретных страхов значительно снижается. Им на смену приходят страхи символические.

Исследования А. И. Захарова (1995), проведенные на большой вы­борке, показали, что у детей в возрасте от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с деть­ми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отведу в лес и т. д.»

Наличие возрастных страхов у ребенка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.

По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998; Захаров А. И. 1997 и др.), одной из причин возникновения детской тре­вожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

Ø неадекватные требования родителей к возможностям и потребнос­тям своего ребенка;

Ø повышенная тревожность самих родителей;

Ø непоследовательность родителей при воспитании ребенка;

Ø предъявление ребенку противоречивых требований;

Ø аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;

Ø стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с дос­тижениями других детей;

Ø авторитарный стиль воспитания в семье;

Ø гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать пра­вильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам (За­харов А. К, 1997).

Кроме того, характер взаимодействия между воспитателем и детьми в группе детского сада может также спровоцировать появление у ребен­ка страхов, а затем и тревожности. Так, если воспитатель не учитывает индивидуальные особенности кого-то из детей, чрезмерно строг к нему или недостаточно внимателен, у ребенка может возникнуть страх перед посещением детского сада.

Одной из характерных для детей раннего возраста разновидностей тревожности является тревожность по поводу разлуки. У детей, посеща­ющих ясли, этот вид тревожности проявляется по утрам, когда они про­щаются с родителями. Так как для детей второго и третьего годов жизни характерны страхи перед незнакомыми людьми, малыши боятся оста­ваться с воспитателями. Некоторые из них боятся, что родители никог­да не придут за ними. А. И. Захаров утверждает, что период адаптации ребенка к яслям проходит гладко у детей из неблагополучных семей, с низкими интеллектуальными показателями и у детей с низким уров­нем эмоционального развития.

Коррекционную работу с тревожными детьми раннего возраста це­лесообразно проводить в игровой форме. Прежде всего, психологу необ­ходимо установить контакт с ребенком. Для установления доверитель­ных отношений и достижения более эффективных результатов занятий с детьми раннего возраста желательно использовать индивидуальные формы работы.

При проведении коррекционных занятий с тревожным ребенком К. Мустакас (2000) рекомендует следовать следующим принципам: во-первых, психолог признает ребенка как личность, верит в ребенка, ува­жает не только его достоинство, но и его страхи, деструктивные формы поведения и т. д., и, во-вторых, психолог побуждает ребенка к спонтан­ному выражению своих чувств.

Как правило, придя в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций взрослого: что можно, а чего нельзя де­лать. Многие дети сохраняют молчание и чувствуют себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятель­ность и инициативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится при­нимать решения, не боится действовать и становится более уверенным. Работая с тревожными детьми, психологу важно установить контакт как с воспитателями, так и с родителями.

Воспитателям можно дать следующие рекомендации:

Ø не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревнова­тельного характера;

Ø не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолическо­го типов темперамента, давать им возможность действовать в при­вычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем ос­тальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);

Ø хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;

Ø не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);

Ø использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материа­лы, уже знакомые им;

Ø закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;

Ø попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.

У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уро­вень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передает­ся детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям. Таких родителей желатель­но пригласить к участию в групповой работе со взрослыми по снятию эмоционального напряжения или на индивидуальную консультацию к психологу или психотерапевту.

Для работы с теми родителями, которые пока еще не готовы к тесно­му сотрудничеству со специалистами, можно использовать наглядную Информацию. Например, на стенде можно разместить теоретический Материал о причинах возникновения тревожности у взрослых и у детей, советы и рекомендации психологов по снятию эмоционального напря­жения, несложные релаксационные упражнения. Подробно о работе с родителями в этом направлении изложено авторами ранее в книгах «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Шпаргалка для взрослых» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000).

Заинтересованных родителей, которые придут на консультацию к психологу ДОУ, целесообразно обучить приемам и принципам работы с их тревожным ребенком. Можно познакомить родителей с упражне­ниями на снятие мышечных зажимов, заострить их внимание на том, как полезны для их ребенка игры с песком, с крупой, с водой.

Психолог также может рассказать мамам и папам о негативном вли­янии их собственного поведения и состояния (большое количество зап­ретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви роди­телей, в ласке и внимательном отношении.

По книге  «Тренинг общения с ребенком»

Е.   К.   ЛЮТОВА Г.   Б.   МОНИНА

10.12.2014

Искусство быть родителями

Часто, в головах родителей возникает вопрос: «Хороший ли я родитель?»

        Наш успех как родителей зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу ребенка. Многие ответственные  и добросовестные родители понимают свою функцию лишь как воспитательную, а природа ребенка предполагает гораздо более разнообразное общение с ним.

В чем же нуждается ребенок?

        Прежде всего, в атмосфере доброжелательности и доверия. Также важно поддерживать самостоятельность ребенка – и в тоже время оказывать ему помощь там, где она ему необходима.

Как разобраться, где нужно поддержать, а где, наоборот, лучше не вмешиваться?

        Вопрос непростой, чтобы найти ответ, мне пришлось обратиться к закону «Зоны ближайшего развития», открытому в первой половине ХХ века замечательным психологом Львом Выгодским. Вкратце его можно изложить так: завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает вместе со взрослым. Иными словами, наши совместные дела, наши разговоры с ним, игры создают основу его знаний, способностей и возможностей на следующем этапе его психологического развития.

Есть ли какие-нибудь правила, формы участия взрослых в жизни ребенка?

        Нужно чувствовать тонкую грань между желательной помощью и нежелательным вмешательством родителей. Конечно же, готовых рецептов нет, нет  и  единственного правильного ответа для всех ситуаций, всех детей и всех родителей.

       Одни родители словно говорят: « Я знаю, что ты справишься сам!». Их  «невмешательство» означает не равнодушие, а уважение и доверие. Другие родители поддерживают ребенка во всем, что его заинтересовало и увлекло, и увлекаются вместе с ним вместе! Еще один вариант – не участвовать напрямую в том, чем сын или дочь занимается, но делиться с ним своими (другими) интересами.    

        Талантливые родители действуют по разному, но все дают


ФОРМА ВХОДА










ПОИСК ПО САЙТУ

КАЛЕНДАРЬ
«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930






ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Управление образования города Кемерово
Вконтакте 
Одноклассники


МАДОУ №4 г. Кемерово © 2023
Сделать бесплатный сайт с uCoz